Каталог

30Января2018

Литиевые аккумуляторы


Литиевые (литий-ионные li-ion и литий-полимерные li-pol) аккумуляторы получили широкое распространение относительно не так давно. Они пришли на замену никель-кадмиевым (Ni-CD) и никель-металл-гидридным (Ni-MH) батареям. В настоящее время, благодаря бурному развитию рынка электроники, литиевые аккумуляторы можно назвать самым популярным типом АКБ, и в дальнейшем для литиевых источников питания открываются удивительные перспективы роста в связи с использованием их в электротранспорте.

Первые перезаряжаемые литиевые АКБ появились в середине 80-х годов прошлого века, но их повсеместное использование было ограничено тем фактом, что батареи были весьма взрывоопасны — при циклической зарядке на аноде аккумулятора образовывались кристаллы лития, которые прорастали до катода и вызывали короткое замыкание с последующим взрывом из-за перегрева.  Только с 1992 года фирма Sony начала полноценное коммерческое использование аккумуляторов данного типа, и позже, на рубеже 2000-х годов появились другие компании со своими относительно безопасными формулами литиевых аккумуляторов. В настоящее время идёт постоянное совершенствование литиевых батарей, они становятся более ёмкие, более безопасные и более дешёвые.

литиевые аккумуляторы
Аккумуляторы на основе лития, как и любые другие, имеют свои сильные и слабые стороны. Давайте рассмотрим их:

Плюсы:
Наибольшая плотность сохраняемой энергии по сравнению с остальными разновидностями аккумуляторов, как объёмная, так и весовая.
Напряжение питания батареи — 3,6В, то есть в 3 раза выше, чем у никель-кадмиевых и никель-металл-гидридных аккумуляторов, и почти в 2 раза выше, чем у свинцово-кислотных.
Возможность быстрого заряда батарей — до 90% ёмкости за 30-40 минут.
Высокий показатель ресурса — литиевый аккумулятор выдерживает больше 1000 циклов заряда/разряда.
Низкий саморазряд батареи — менее 5% в месяц.
Экологически безопасны — могут быть утилизированы без предварительной переработки.

Минусы:
Взрывоопасны при механическом повреждении или перезарядке аккумулятора (хотя в  современных моделях такая вероятность резко снижена).
Достаточно быстрое старение аккумулятора — большинство АКБ на основе лития резко снижают свои характеристики при использовании или хранении более 5 лет.
Требуется сложный контроллер управления батареей.
Относительно высокая стоимость по сравнению с другими видами, но над этим критерием усиленно работают производители аккумуляторов.

Так или иначе, но практически у каждого человека в быту есть устройства, питающиеся от литиевого аккумулятора. Давайте рассмотрим тонкости использования таких АКБ.

Первое, что вы должны помнить — литиевые батареи больше страдают от процесса старения, нежели от количества циклов заряда/разряда, и по истечении 5 лет независимо от того, пользовались вы ими или нет, аккумулятор не будет иметь заявленной ёмкости, поэтому при покупке всегда смотрите на дату выпуска. Старение батареи также ускоряется при хранении или работе в условиях повышенных температур. Следует правильно организовывать охлаждение аккумулятора при эксплуатации и заряжать батарею непосредственно перед использованием, добиваясь среднего уровня заряда в процессе эксплуатации близкого к 40%.
Не стоит забывать и про низкие температуры — литиевый аккумулятор можно использовать в условия низких температур, хоть он и потеряет временно часть своей ёмкости, но заряжать такие батареи можно только при температуре выше нуля.
В процессе производства все литиевые аккумуляторы уже наполовину заряжены, однако новый аккумулятор нежелательно сразу же проверять под нагрузкой. Первоначально его требуется полностью зарядить. Использование аккумулятора без первичной подзарядки может резко сократить доступную ёмкость. После первой зарядки аккумулятор желательно полностью разрядить для калибровки контроллера управления АКБ.
Все современные литиевые батареи имеют контроллер управления, который называется BMS (Battery Manegement System). Основная задача BMS — контроль напряжения на аккумуляторе и ограничение токов при достижении верхнего или нижнего предела напряжения на элементе питания. В продвинутых BMS встроена логика для определения температуры, количества зарядов/разрядов, оценки вероятности выхода аккумулятора из строя. Для избежания выхода из строя аккумулятора при полной его разрядке, необходимо немедленно зарядить его. В противном случае BMS по соображениям безопасности не позволит начать зарядку, когда напряжение на элементе упадёт ниже определенного порога из-за саморазряда АКБ.

литиевые аккумуляторы
В нашем павильоне А14 радиомаркета ТД Ждановичи вы можете купить литиевые аккумуляторы самых разнообразных форм и размеров. Большой выбор ёмкостей от известных производителей. Самым распространённым и популярным формфактором литиевых батарей на сегодня является банка 18650Загляните в наш каталог!
И ещё один важный нюанс — у вас есть возможность приобрести аккумуляторы как за наличный, так и за безналичный расчёт. Приходите, мы всегда вам рады.

назад к статьям